Добавить в избранное
Ларс Фон Триер

Мандерлей

«Мандерлей» — вторая картина из задуманной Триером «американской трилогии», по совместительству официальное продолжение нашумевшего «Догвилля». Всеобщий интерес к новой работе датского манипулятора вполне понятен. Триер – эдакое воплощение арт-хауса, его главное и старшее дитя, которое, несмотря на свое радикальное поведение, всегда будет радовать родителя — кинозрителя. Расценивать произведение дерзкого создателя киноманифеста «Dogme-95», с точки зрения, уникальной в своем роде, кинематографической единицы, практически невозможно. Как это не лестно, но любой фильм Ларса фон Триера будет проще и уместней обозревать, именно как следующий этап совершенства датского режиссера.

«Счастье в рабстве»

На этот раз, фон Триер выше головы не прыгнул, но в то же время, вопреки прогнозам, сотворил совершенно отличную от «Догвилля» картину. Сохранилась былая условность, та самая со сценой на разрисованном полу, с немногочисленными декорациями и реквизитами, но подверглись изменению место действия и часть актерского состава. В «Мандерлее» речь ведется об одноименном городке в штате Алабама, где группа людей живет так, словно рабство с его белыми хозяевами и черными слугами не было отменено семьдесят лет назад. Грейс, будучи принципиальным демократом и идеалистом, решает единолично освободить чернокожих обитателей городка от кабалы и сделать из них полноценных американских граждан. Навязывание демократии рабам смотрелось бы дико, если Триер поставил бы ленту в рамках «Догвилля». Однако, в отличие от первой картины, взяв за первооснову предисловие критика Жана Полана «Счастье в рабстве» из книги Полин Реаж «История О.», датчанин наполняет визуально-грубую форму не только социальной начинкой, но и изрядной долей иронии. Отсылая к чеховскому «выдавливанию по капле из себя раба », Триер хохмит. Хохмит громко, в прямом смысле, наполняя каждый кадр нарочитыми провокациями и сарказмом. Он смеется и над жителями Мандерлея, которые, мирясь со своей сущностью, отказываются принимать свободу. Смеется над глупой и излишне эмоциональной идеалисткой Грейс, которая насильно навязывает принципы демократии в Мандерлее, как некогда Джордж Буш в Ираке.

Небольшой городок Мандерлей, сам по себе, ставит уйму проблем. Триер же просто иронизирует на тему оных, взваливая весь груз на главную героиню, которую исполняет Брайс Даллас Хауард. Как известно, Николь Кидман сославшись на занятость, ответила Триеру вежливым отказом что, несомненно, отразилось на природе картины. «Догвилль» был шокирующей, эмоционально-накалённой картиной на тему повседневной морали, где безусловно, одним из главных достоинств являлся гениальный актерский ансамбль. «Мандерлей» не поменял тематического направления, но кардинально изменил траекторию в жанровых рамках, что в итоге отразилось на актерах, подавляющее большинство которого играет на грани фарса, а меньшинство — не играет вообще. Судить же о главной героине не имеет смысла. Брайс Даллас Хауард супротив неоднозначной, отреченной и гордой Кидман явилась ее полной противоположностью. Робкая, юная, неуверенная, импульсивная, местами безудержно комичная. Интересно, кто сыграет Грейс в третьей части трилогии, именуемой «Вашингтон»? Триер утверждает, что логично было бы взять третью актрису, но и не отрицает возвращение Кидман. Хауард в свою очередь, уверяет прессу, что вполне могла бы ампутировать себе пальцы ног, только ради того чтобы снова работать с Ларсом.

Закрывая глаза на типичные триеровские приемы, «Мандерлей», как это не странно, очень чистая и светлая работа. Фильм к финалу, отнимая все надежды, заставляет зрителя улыбнуться и задуматься. Так, может быть это и есть тот самый прогресс для датского провокатора?



Источник: www.filmz.ru
   
© 2007
создание сайтов
фирменный стиль, разработка фирменного стиля