Добавить в избранное
Ларс Фон Триер

Пять препятствий - рецензия Ксении Антоновой

«Пять препятствий» — фильм, в котором стараешься не упустить ни единого слова, фильм, показывающий рождение и жизнь Кино как чудо, с изобретательностью Кустурицы и глубиной Феллини. Фильм, который смотришь, склонившись вперед, чтобы быть как можно ближе к экрану и может быть – даже попытаться проникнуть внутрь всего происходящего…

«Пять препятствий» — документальная зарисовка на любителя, не более того. Да, любопытно понаблюдать за диспутами двух мэтров датского кино, за соревнованием художественного и документального направлений. Но сложно представить себе человека, которого это удержит долее 5 минут. Пожалуй, единственное, что заставляет вытерпеть все это безобразие до конца, — ожидание нового сюжета от Йогана Лета: каждый непохож на предыдущий, каждый тонок и изыскан по-своему и каждый покоряет зрителя заново. Это кино смотришь (точнее, пытаешься воспринимать) откинувшись на предательски мягкую спинку кресла и порой, к своему стыду и неудобству, тихонько, но заразительно посапывая.

«Пять препятствий» — изобретательное повествование о человеке скорее с о в р е м е н н о м, чем с о в е р ш е н н о м. Эталон образца 1967 года как только ни преобразуется, какие только цвет и форму ни принимает – и всё не может найти своей единственной совершенной сущности, потому что, вероятно, в нашем мире ее и нет вовсе. Как нет вечного двигателя. А есть только совершенный режиссер и совершенный ученик, взявший на себя роль учителя, и оба не сдаются в попытках подарить нам хотя бы иллюзию того, что Совершенство найдено. И конечно, не забывая вовремя напомнить, что это лишь иллюзия. Когда смотришь этот фильм, не нужно искать удобной позы – как только понимаешь, что картина полностью для ума, но не для сердца – ловишь себя на том, что сидеть удобно, а думать – приятно.

«Пять препятствий» — очередное безумное и гениальное творение Ларса фон Триера. Не могу согласиться, что Лет – равноправный автор этой картины. Он в создании «Пяти препятствий» играет роль не бОльшую (но и, безусловно, не меньшую), чем, к примеру, Бьорк в «Танцующей в темноте» или Николь Кидман – в «Догвилле». Лет не только в одном отрывке выступает как актер, нет – он актер на протяжении всего фильма: и когда беседует с Фон Триером, и даже когда снимает очередные римейки своего «Совершенного человека». И разве не заметна здесь трагедия некогда великого режиссера Йогана Лета, разве не наблюдаем мы с замиранием сердца его путь к повторному триумфу, но триумфу уже не собственному, а – подсказанному? И не из страха ли подобного собственного будущего Фон Триер затевает эту игру?.. Сидя в зале, хочется положить ногу на ногу и слегка склонить голову набок – но не оценивая, а так, чтобы удобнее было сочувственно кивнуть и улыбнуться исподлобья.

«Пять препятствий» — вызов, на который у меня нет однозначного ответа, хотя, может, в этом сам ответ и кроется. Фильм, в котором есть и Стиль, и безвкусица; и Целостность, и разорванность; и Нерв, и затянутость. Да что там говорить – в нем есть Ларс Фон Триер! Это кино, которое, сказать по правде, вряд ли захочется смотреть неоднократно. Это Кино, о котором вряд ли получится написать только один отзыв. …Такую картину смотришь, то и дело меняя позу и никак не находя удобную…



Источник: www.kino.ru
   
© 2007
создание сайтов
фирменный стиль, разработка фирменного стиля